forward2ussr (forward2ussr) wrote,
forward2ussr
forward2ussr

Category:

Фаланстеры Фурье




Описание фаланстеров Фурье в изобилии можно найти в сети, поэтому я лишь кратко воспроизведу то, что и так известно.

Фаланстер представляет из себя большое хорошо спланированное здание состоящее из центральной части, крыльев, отдельных дворов и построек.

Центральная часть для интеллектуальных занятий и отдыха. Там библиотеки, студии, столовые. Одно крыло - шумное, там расположены шумные мастерские и детские комнаты. Второе крыло - для гостей, суда, бальные залы и т.п.

Основной вид производства фаланг - сельское хозяйство. Исследователи Фурье объясняют это эпохой, в которую он жил. Он считал, что при помощи фаланг удастся  решить проблему голода, создать десятки государств и, одновременно, административно объединить их, чтобы избавить мир от межгосударственных конфликтов.

На этом останавливаю свое краткое изложение материальной части фаланг и перехожу к социальной и гуманитарной.

Фурье считал, что основа существования фаланг - это удовлетворение стремления человека к богатству и наживе (дитя буржуазной эпохи, что поделаешь). В отличие от буржуазного строя, который по его мнению противоречил законам божьим, коммуна должна была быть выстроена таким образом, чтобы индивидуальная страсть к богатству каждого поселенца в итоге выливалась в благо для всей коммуны.

Не знаю как вам, а у меня при этом возникает некое дежавю. Именно под такими же лозунгами переводили на капиталистические рельсы СССР в 90-х годах. Мол, если каждый будет заботиться о своем благе, то и государству будет хорошо. Как видите, вышло из этого именно то, что должно выходить, когда каждый заботиться только о себе. То есть государство начало распадаться (и сейчас держится на остатках советского наследства, в том числе гуманитарного).

Второе условие успешного существования фаланг - это неравенство. Причем предполагается устроить строго математическое неравенство межу полами, возрастами, богатством отдельных коммунаров и т.п. Неравенство конечно должно разбудить страсть к богатству и дух конкуренции, которые, как мы уже знаем, должны привести к процветанию фаланги.

В принципе, три известных мне эпизода создания фаланг навернулись именно вот на этом индивидуализме.

Первый эпизод - фаланга в Кондэ, созданная при участии Фурье в 1932 году (кстати, в википедии сказано, что ни одного фаланстера при жизни ученого создано не было). Проблемы с которым столкнулись фалангисты:

1 - Недостаток денег. Собрали только 318 тыс франков из 1200 тыс необходимых.

2 - Сам Фурье отдался своей страсти (это ведь все на благо коммуны) и закупил дорогие экзотические растения.

3 - Главный архитектор подошел к делу, как сказали бы сегодня, с креативом. Постоянно менял планы построек, для свиней построил здание без дверей и окон с отличным толстыми  стенами из камня, а для поселенцев здания со стенами из глины и соломы. Он тоже отдался своей страсти.

4 - Самого Фурье мало кто слушал, все стремились реализоваться по полной, видимо. Хотя потом признавались, что делать этого не стоило.

Коммуна просуществовала два года.

Второй эпизод - созданная Виктором Консидераном колония в штате Огайо (США) Ла Ренюьон. Триста человек прибыли на место в 1855. Построили здания, начали выращивать пшеницу. Мало того, что пшеница плохо росла на купленной земле, оказалось что мало кто из них умеет её выращивать. Основной состав коммуны это, как сказали бы сегодня, креативный класс - музыканты, художники, ремесленники. В общем, при цене пшеницы $0,75 за бушель выращенная коммунарами пшеница стоила $3 за бушель.

Постепенно поселенцы стали уезжать. Несколько семей дожили до того, как земли фаланги были поглощены растущим городом Даллас. Позже обнаружились залежи известняка на этих землях, там его и добывали. В 1922 году местные журналисты решили взять интервью у стариков, которые еще помнили Ла Ренюьон. Они отзывались о этом эксперименте с большой ностальгией и теплотой.

Третий эпизод - наиболее удачный, создание Годеном фамилистера в графстве Гюизе. Годен имел свой завод по производству тепловых установок (он был изобретателем печки-буржуйки). По факту фамилистер являлся общежитием для рабочих его завода, построенным по принципам Шарля Фурье и его с натягом можно считать коммуной. Существует до сих пор, часть зданий представляет собой музей.

На мой взгляд, основная проблема созданных фаланстеров - это конечно же не финансовые проблемы и не проблемы неудачного старта проекта. Проблема  в людях. Фурье в своей книге провозглашает принцип абсолютного сомнения, говоря о том, что он подвергает критике всё, даже общепринятые взгляды на общество. Вопреки этому принципу он не выходит за рамки общепризнанного взгляда, что человека изменить нельзя. Человек обладает страстями и их можно либо подавить, либо использовать. Он строит свои проекты с расчетом на то, что коллективную жизнь можно устроить основываясь на индивидуалистических стремлениях к богатству. Именно это явилось ошибкой, заложенной в фундамент его проектов. Именно на этот крючок попалось и советское общество в 1991-м году, когда поверило в то, что если разжечь в каждом страсть к личному обогащению, то государство расцветет и в потекут молочные реки, с кисельными берегами (почти о том же писал и Фурье, он только говорил о том, что в океане будет лимонад).

Очевидно, что Фурье оставил нам важное наследство, в котором содержится очень ценное зерно. Но и отрицательный опыт создания фаланг является не менее ценным. Анализируя этот опыт можно найти не только прозрения великого ученого, но и ошибки.

Tags: Фурье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments