?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Всю свою сознательную жизнь, зафиксированную в трудовой книжке, я была связана с научным институтом в системе РАН, пройдя путь от младшего научного до ведущего научного сотрудника, доктора наук и профессора.

Я помню январь 1992 года, первый шок от гайдаровской «шоковой терапии», когда зайдя в магазин, обнаружила, что на всю свою аспирантскую стипендию могу купить лишь полкило вареной колбасы.

Я помню, как в 90-е на моих глазах вымирали (в прямом смысле слова!) целые научные школы и направления – старики один за другим уходили из жизни, не подготовив себе смену, потому что готовить ее было не из кого: молодежь в науку не шла, предпочтя бескорыстному (то есть весьма голодному) служению Истине более сытые занятия, кои перечислять не стану, а то вспомнится невзначай знаменитый опрос тех лет о профессиональных предпочтениях школьников и особенно школьниц…
Я помню своих коллег, уехавших на ПМЖ в Англию, Германию, США, Канаду, и их ностальгические письма в духе одного из персонажей фильма «Окно в Париж»…

Я помню объявление при входе в наш институт: «Приглашается уборщица в банк. Зарплата от 15 тысяч рублей» - при тогдашнем окладе старшего научного сотрудника в полторы тысячи…

Я помню, как мы выживали, мотаясь по трём-четырем работам (для заработка, для семьи), а потом ночами продолжали делать Науку…

Я помню всё. И мои коллеги, не соблазнившиеся на зарубежные гранты, оставшиеся в России не потому, что, как визжит «Эхо Москвы», «никому не нужны ТАМ», а потому, что, несмотря ни на что, считали, что нужны и полезны ЗДЕСЬ, тоже ничего не забыли.

В это безумное лето-2013, как и тысячи моих коллег, я участвовала в протестных акциях научного сообщества, подписывала послания в защиту РАН, а накануне «третьего чтения» позорного законопроекта отправила письма в адрес Президента РФ и Государственной Думы. И в очередной раз убедилась в том, что наше мнение для государственной власти ровным счетом ничего не значит. Как ничего не значило мнение большинства граждан СССР, высказанное на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года, для тех, кто в декабре 1991-го развалил нашу страну.

Сегодня такие же беспринципные политики разваливают нашу Академию Наук и саму Науку, нагло и лицемерно заявляя, что это ей «во благо». Кому и какое «благо» это может принести, сегодня очевидно для всех здравомыслящих людей, даже весьма далеких от науки.
Но в сложившейся ситуации больнее всего сознавать, что нас фактически предали те, кто, как еще недавно казалось, плыл с нами в одной лодке. Конформистские призывы руководства Академии «работать в той системе координат, которую задает закон и его реализация», то есть, по сути, прекратить всякое сопротивление, означают ни что иное, как покорно, всем бараньим стадом отправиться на бойню. Разумеется, речь идет лишь о рядовых сотрудниках Академии, потому что те, от кого исходят такие призывы, могут не бояться грядущих массовых сокращений (озвученная Членом Президиума РАН, председателем Совета по науке при Минобрнауки РФ академиком А. Хохловым на «Эхо Москвы» цифра в 50% «лишних» только начало) и вполне утешились 100-тысячной пожизненной «стипендией», вызывающей недвусмысленные ассоциации с известными библейскими сюжетами. Ни в коей мере не хочу обидеть тех академиков, кто последовательно выступал и продолжает выступать против разрушительного закона, но официальная позиция была озвучена – и это неоспоримый факт.
Ещё печальнее наблюдать развернувшуюся в последние дни в Интернете перепалку среди коллег по поводу митинга в защиту науки на площади Революции, намеченного на 6 октября и буквально через день после объявления о нём отмененного правительством Москвы в связи с мероприятиями по встрече Олимпийского огня.

Возникшие этим летом на ниве академического протеста общественные организации Совет Общества научных работников, Клуб «1 июля» и Оргкомитет Конференции научных работников, чьи попытки противодействовать реформе РАН оказались бессильны и безрезультатны, 2 октября 2013 года в своих заявлениях выступили с публичной критикой идеи Профсоюза работников РАН провести совместный митинг с движением «Суть времени» и его лидером Сергеем Кургиняном. Печатные и электронные СМИ пестрят хлёсткими заголовками: «митинг с Кургиняном - провокация», «Кургинян слил протест», «ученые негодуют», «никаких дел с маргинальным политиком» и т.п., а в комментариях и блогах и вовсе звучат непарламентские выражения и нецензурная брань как в адрес самого Кургиняна, так и в адрес профсоюзов, посмевших обратиться к нему за поддержкой и согласовать совместную акцию, главная цель которой – взять реформу под жесткий общественный контроль.

Откуда столь яростное неприятие союзника, имеющего ясную и четкую позицию по жизненно важным для нас вопросам? Или для тех, кто поспешил отмежеваться от этой акции, куда важнее интересов всего академического сообщества проявление собственной лояльности (за которую, очевидно, обещана индульгенция)? Или страшно, что кто-то другой может преуспеть и добиться реального результата там, где сами уже расписались в несостоятельности? И кто, как не они сами пытаются внести раскол в наши ряды и слить протест, призывая ученых не участвовать в митинге, инициированном профсоюзами?

Я историк. У меня хорошая память. На даты, события, имена, факты, тексты. И умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Когда отложенный митинг будет согласован с правительством Москвы и объявлена новая дата его проведения, я приду на него. И многие из моих коллег с такой же хорошей памятью придут тоже. Я это знаю.

Мы всегда были далеки от политики, занимаясь чистой Наукой. Но если политика бесцеремонно вторглась в нашу сферу деятельности, ставя само eё существование под угрозу, придётся и нам самим заняться политикой, заняться всерьёз, со всей присущей академической науке дотошностью.


Елена Сенявская,
доктор исторических наук, профессор,
лауреат Государственной премии РФ,
ведущий научный сотрудник
Института российской истории РАН

Источник http://eot.su/node/16109


Comments

( 57 comments — Leave a comment )
nata_shulgina
Oct. 4th, 2013 08:35 pm (UTC)
Хорошее письмо. Но одна лживая фраза все испортила : "И мои коллеги, не соблазнившиеся на зарубежные гранты..."
anti_fascist1
Oct. 6th, 2013 08:41 am (UTC)
И чего же в нем лживого? Что, нет людей, не польстившихся на гранты?

Edited at 2013-10-06 01:01 pm (UTC)
(no subject) - klava_17 - Oct. 6th, 2013 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugene4i - Oct. 7th, 2013 05:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - ve4er_i_m - Oct. 7th, 2013 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - ostap_bulba - Oct. 7th, 2013 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - anti_fascist1 - Oct. 7th, 2013 10:49 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - klava_17 - Oct. 6th, 2013 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kamrad2213 - Oct. 7th, 2013 05:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - pontokot - Oct. 7th, 2013 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragoncat_ru - Oct. 7th, 2013 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lakonic - Oct. 7th, 2013 04:58 pm (UTC) - Expand
rjadovoj_rus
Oct. 6th, 2013 08:57 am (UTC)
Наконец-то кто-то из ученых выступил и прямо сказал о том, что происходит. Неужели среди десятков тысяч ученых больше нет тех, кто может присоединиться к Елене Синявской?
amfedorov
Oct. 6th, 2013 09:20 am (UTC)
...так-то и Фортов ученый :) А он уже много чего наговорил.
Но все как-то не в ту сторону. И то, что его, а не Алферова выбрали президентом - это показатель настроений руководства РАН. Неужели они все там такие - пораженцы!?

Елена Сенявская сказала все то, с чем сложно не согласиться рядовому работнику научной сферы, дальнейшие профессиональные перспективы которого теперь под угрозой 50% сокращения.

Понятно, что в дворники с ученой степенью с радостью возьмут. Но мы туда еще успеем.
А сейчас - поборемся за нашу науку!
(Deleted comment)
Re: О кургинянинге - rjadovoj_rus - Oct. 6th, 2013 10:07 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: О кургинянинге - agronome - Oct. 6th, 2013 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 6th, 2013 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 6th, 2013 10:02 am (UTC) - Expand
ana_asia
Oct. 6th, 2013 10:00 am (UTC)
ПОДДЕРЖИВАЮ ЕЛЕНУ СИНЯВСКУЮ. А ПЫТАЮЩИЙСЯ ОСТРОУМНИЧАТЬ ГРАЖДАНИН ПРОСТО СМЕШОН.
kjuter
Oct. 6th, 2013 11:30 am (UTC)
Ученый-естественник может ездить заграницу и кормить семью, не иммигрируя Европу или Америку. В начале 90-х у каждого ученого был выбор, и так называемый "патриотизм" помог многим остаться в России, не смотря на бедственное положение, не стать иммигрантом и не уйти в коммерческие структуры. Сейчас на наших глазах разворачивается Перестройки-2, которая уничтожает остатки русского-советского наследия. Наука, образование и медицина - это основа государства, по которым направлен главный удар либеральных компрадоров.
vyuga6
Oct. 6th, 2013 11:22 am (UTC)
Здравствуйте, уважаемая Елена!
Прочитайте, пожалуйста, первую фразу Вашего обращения

" Oct. 4th, 2013 at 8:37 PM

СССР-2061
Всю свою сознательную жизнь, зафиксированную в трудовой книжке, я была связана с научным институтом в системе РАН, пройдя путь от младшего научного до ведущего научного сотрудника, доктора наук и профессора."

И дальше мне не очень хотелось читать. Ведь стиль казённый, Как жизнь можно зафиксировать в трудовой книжке???
----------------------------
Я работаю в РАН с 19 лет. Давно составила обращение. Оно звуковое. Поняла, что сейчас наберу текст.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Говоря о сотрудниках РАН, не забывайте, что это-не всегда профессора.
Значит, им не предлагают участие ни в каких грантах,
Люди без степени выброшены Вами за пределы обсуждения.

Елена Ительсон,
Библиотекарь БАН.
СПб
anti_fascist1
Oct. 6th, 2013 12:23 pm (UTC)
то есть по существу вас сказать нечего? Человек рассказал про себя, но вам не нравится, что не рассказали про вас. Человек сделал это в виде официального письма, но тем не менее, сделал это эмоционально. И снова вам не нравится. И снова ничего по существу. Еще один "гламурный" креакл, у которого "эстетические разногласия", но никакого желания разобраться в происходящем. Грустно как. Точно также вы, господа, бездумно, под вопли эха москвы разрушали свою страну. теперь вы все так же слушаете его же , и ничего больше слышаь и понимать не хотите..
(no subject) - vyuga6 - Oct. 6th, 2013 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prihodko - Oct. 7th, 2013 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - vyuga6 - Oct. 7th, 2013 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prihodko - Oct. 7th, 2013 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yuliana_chka - Oct. 6th, 2013 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forward2ussr - Oct. 7th, 2013 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vyuga6 - Oct. 7th, 2013 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forward2ussr - Oct. 8th, 2013 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - apafnutiy - Oct. 10th, 2013 02:11 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
yuliana_chka
Oct. 6th, 2013 12:38 pm (UTC)
Для Вас это экзотика? Доктор исторических наук должен заниматься политикой и быть далёким от науки?))
Примерно как академик Чубарьян? Тоже, между прочим, доктор...тех же наук. Вот ему никакие реформы РАН не страшны, он свою нишу нашёл: сделал историю служанкой политики.
(no subject) - stepanr - Oct. 6th, 2013 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vyuga6 - Oct. 6th, 2013 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stepanr - Oct. 6th, 2013 12:54 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - stepanr - Oct. 6th, 2013 02:15 pm (UTC) - Expand
chitaeot
Oct. 6th, 2013 02:14 pm (UTC)
Сильно написано. Елена, отлично!
Политика это концентрированное выражение экономики. Открываешь дверку холодильника, а там на меня смотрят китайские лук и морковка, приходишь в магазин, а там висит китайское шмотье, заходишь на базу, а там выставлены в ряды китайские трактора, мотокультиваторы, погрузчики.. И вроде всё есть, а что то не то.. Может это и есть политика? Так тогда она получается везде. А где тогда находимся мы?, если политика постоянно находится у нас перед глазами..
stepanr
Oct. 6th, 2013 02:57 pm (UTC)
Политика на порядки выше экономики. Она в числе прочего задаёт для экономики цели.
(no subject) - chitaeot - Oct. 8th, 2013 12:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - klava_17 - Oct. 6th, 2013 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asotsial - Oct. 6th, 2013 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kamrad2213 - Oct. 7th, 2013 05:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - pvt_borisov - Oct. 7th, 2013 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - chitaeot - Oct. 8th, 2013 12:27 am (UTC) - Expand
barsukov
Oct. 6th, 2013 06:33 pm (UTC)
Отличное письмо!
Что бы здесь ни трепали русофобствующие либералы, но История - это то, чего не может изменить даже Господь.
И История призывает русских объединиться на этом и других митингах. И Богу угодно это стремление русских к объединению.
"Звёзды" науки типа Алферова - действительно "не бойцы", как здесь кто-то столь метко подметил.
Бойцы пойдут за Еленой Сенявской.

Дорогая Елена!
Надеюсь встретить Вас на этом митинге-собрании, чтобы с радостью пожать Вашу мужественную руку!



begemot_tt
Oct. 6th, 2013 09:19 pm (UTC)
Почему это вы Алфёрова "не бойцом" окрестили? Вполне боец:
http://www.gazeta.ru/science/2013/09/02_a_5635113.shtml
(no subject) - barsukov - Oct. 7th, 2013 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vyuga6 - Oct. 7th, 2013 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - barsukov - Oct. 8th, 2013 03:59 am (UTC) - Expand
zhuravlik_35
Oct. 6th, 2013 06:48 pm (UTC)
Дельно и по существу. А в РАН , как и во всей стране, "тамошние" и "тутошние". И каждому придётся выбирать, кто он и с кем.Пришло время ясности.
dragoncat_ru
Oct. 7th, 2013 01:31 pm (UTC)
Не пойму:
Вагон и маленькая тележка ученых по стране, которые против реформы.
Подавляющее число ученых умеют пользоваться компьютером и интернетом.

Но! В группах по митингу - всего около 500 человек! Ну, и где они все? Сильно заняты текущими делами, не могут оторваться? В принципе - это характерно для ученых, по преданию именно так погиб Архимед. Но ведь нужно как то менять эту кошмарную традицию пакса романы и прочих -анов! Когда те, кто может сделать мир лучше - слишком заняты своими "чертежами", а те, кто хочет разделять и властвовать - разделяют и властвуют.
invirostov
Oct. 7th, 2013 02:25 pm (UTC)
побольше бы таких неравнодушных ученых, как автор этого письма!
vyuga6
Oct. 7th, 2013 04:40 pm (UTC)
Видимо, я не понимаю чего-то. Где были эти грамотные борцы летом, когда еще что-то можно было изменить???
prokoshev_e
Oct. 7th, 2013 05:52 pm (UTC)
Правильное письмо! Поддерживаю!!
( 57 comments — Leave a comment )